The Mistress of Loren Darith
Господи, я не верю, что эта книга закончилась, господи. Господи, ты есть, раз не позволил ей тянуться бесконечно, как она пыталась. Господи, ты есть, раз в зародыше удавил во мне глупое мазохистское желание читать продолжение!
Но господи, почему ты не уберёг меня сразу и позволил потратить на это полтора месяца моей бесценной жизни?..
Собственно, о чём речь. Речь, прежде всего, о моей глупости. Видимо, свадебный переполох сильно пошатнул мою психику вкупе с мозговой деятельностью, иначе я не знаю, чем можно объяснить то, что просматривая свой список литературы в поисках романтичной книжки для медовой недели, я наткнулась на маркиза де Сада и с восторгом отдала ему предпочтение. В своё оправдание могу сказать, что несмотря на то, что я, конечно, знала о жёстко-эротической направленности творчества данной исторической личности, но тем не менее слышала о нём в большей степени как о философе, проповедующем либеральность взглядов, и рассчитывала найти в "Жюстине" продолжение экзистенциальных идей Фаулза.
То, что я жестоко ошиблась, стало ясно буквально с первых страниц, когда сюжет, не успев начаться, тут же увяз в откровенно порнушной сцене. Я честно всё прочитала, не упуская из вида детали и рассчитывая в дальнейшем увидеть в них какой-то смысл, но в этом самом дальнейшем - а за трахомарафоном последовал философский эпос - не оказалось ровным счётом ни одной цепляющей идеи, ни единой! Я понадеялась найти неведомый смысл дальше, но раз за разом история повторялась, приобретая пугающую цикличность: героиня попадала в лапы к извращенцам, те её пользовали всевозможными способами, а потом оправдывали свои поступки философскими концепциями, всё многословие которых сводилось к одной единственной мысли: если природа внушает тебе порочные желания, значит они угодны природе и не являются пороком. Увы, я не умею бросать начатые книги, поэтому была вынуждена читать, и читать, фейспалмить, проклинать тот день, когда узнала о де Саде, - и снова читать.
Роман охватывает пятнадцать или около того лет из жизни главгероини, но сюжетом происходящее назвать сложно. История составлена из практически бессвязных кусков с повторяющимися сценариями, меняются лишь декорации и действующие лица. О персонажах стоит рассказать особо.
Главная героиня Жюстина - девушка наивная, благочестивая и почитающая бога, но за свои добрые деяния получающая лишь палки в... не только в колёса, мда. Каждый хороший поступок оборачивается для неё очередной трагедией, демонстрируя неизбежное торжество порока. Однако долго испытывать к Жюстине сочувствие не получается, поскольку её наивность постепенно перерастает в очевидную глупость - тем более раздражающую, что остальные персонажи почему-то склонны считать героиню умной. Как можно подозревать хоть какое-то наличие разума в девушке, которая снова и снова наступает на те же грабли, бросается с мольбами к людям, которые уже доказали тотальную черноту души, и не перестаёт удивляться порочности окружающих. Ау, деточка, тебя столько лет уже имеют во все дыры, живого места не осталось на теле, пора, наверное, задуматься о том, что что-то в жизни ты делаешь не так?
Остальные герои книги ещё более картонные - в "Жюстине" нет "серых" персонажей, разграничение между "чёрными" и "белыми" предельно чёткое: если герой отрицательный, он обязательно злой, жестокий, циничный, волосатый и с огромным членом (причём каждый последующий орган описывается как "самый большой на свете", так что по моим прикидкам ближе к концу книги новые вводимые персонажи обладают как минимум полуметровыми приборами). Если же герой положительный, то он добрый, кроткий, "прекрасный как Амур" - и, разумеется, будет жестоко убит.
Про жестокости также следует написать отдельно. Их много, их очень много, они на каждой странице - и при этом не вызывают ровно никакого отклика. Ни гадливости, ни тем более жалости - ничего. Все эти эпизоды с анальными карами, кровавыми побоями и поеданием фекалий настолько вычурные, бутафорские и однообразные, настолько лишены хоть толики воображения, что по уровню эмоциональной реакции приближаются к инструкции по пользованию стиральной машинкой. Тем смешнее, как скрупулёзно автор описывает эти постоянно повторяющиеся процессы. Я уже сказала, что все герои у него похожи, как грибы на поляне, но забыла добавить, чем они отличаются - а отличаются они своими сексуальными предпочтениями. Кто-то любит в задницу, кто-то в подмышку, другой не кончит, пока ему не пёрнут в рот, - и так далее. И вот стоит героине сбежать от одних мучителей и попасть в лапы к следующим, как де Сад считает своим долгом подробно рассказать о пристрастии каждого нового персонажа - а их там обычно целая толпа! И спасибо, если он ограничится только характерами - а то ведь может и уклад общины начать описывать. У меня глаза на лоб лезли, когда я читала многостраничный свод правил и уставов монастыря, управляемого группой монахов-извращенцев. У них там было несколько сералей, в каждом свои порядки, своя одежда, потом подробный перечень наказаний за каждый тип провинности - это реально нечто, я прям читала и не верила, что это кто-то придумывал и продумывал, а потом перенёс на бумагу.
Кстати, наказания - тоже тема для отдельного разговора. Я совсем не эксперт по физиологии, но по каким-то в юности прочитанным приключенческим книжкам у меня сформировалось чёткое понимание того, сколько ударов плетью или кнутом может выдержать человек. Двадцать, ну тридцать. Ну пятьдесят - если быкан-мужчина. А тут хрупким девушкам выдают по сто, двести, триста - и нормально, ночь отлежалась и пошла дальше удовлетворять прихоти хозяев. Учитывая, сколько издевательств (и отнюдь не моральных) пережила Жюстина, её лицо и тело давно должны были покрыться струпьями и мозолями, но нет, после десяти лет такой жизни она всё ещё бела, соблазнительна и продолжает привлекать к себе взоры распутников. Регенерация как у Росомахи.
В общем, если подводить итоги, то книга отстой. И де Сад отстой. Нет, я могу представить, какую сенсацию его произведения вызывали в 18 веке, но сейчас они не в состоянии удивить - количество извращений не переходит в качество, а идеи поверхностны и насквозь провоняли софистикой.
Но господи, почему ты не уберёг меня сразу и позволил потратить на это полтора месяца моей бесценной жизни?..
Собственно, о чём речь. Речь, прежде всего, о моей глупости. Видимо, свадебный переполох сильно пошатнул мою психику вкупе с мозговой деятельностью, иначе я не знаю, чем можно объяснить то, что просматривая свой список литературы в поисках романтичной книжки для медовой недели, я наткнулась на маркиза де Сада и с восторгом отдала ему предпочтение. В своё оправдание могу сказать, что несмотря на то, что я, конечно, знала о жёстко-эротической направленности творчества данной исторической личности, но тем не менее слышала о нём в большей степени как о философе, проповедующем либеральность взглядов, и рассчитывала найти в "Жюстине" продолжение экзистенциальных идей Фаулза.
То, что я жестоко ошиблась, стало ясно буквально с первых страниц, когда сюжет, не успев начаться, тут же увяз в откровенно порнушной сцене. Я честно всё прочитала, не упуская из вида детали и рассчитывая в дальнейшем увидеть в них какой-то смысл, но в этом самом дальнейшем - а за трахомарафоном последовал философский эпос - не оказалось ровным счётом ни одной цепляющей идеи, ни единой! Я понадеялась найти неведомый смысл дальше, но раз за разом история повторялась, приобретая пугающую цикличность: героиня попадала в лапы к извращенцам, те её пользовали всевозможными способами, а потом оправдывали свои поступки философскими концепциями, всё многословие которых сводилось к одной единственной мысли: если природа внушает тебе порочные желания, значит они угодны природе и не являются пороком. Увы, я не умею бросать начатые книги, поэтому была вынуждена читать, и читать, фейспалмить, проклинать тот день, когда узнала о де Саде, - и снова читать.
Роман охватывает пятнадцать или около того лет из жизни главгероини, но сюжетом происходящее назвать сложно. История составлена из практически бессвязных кусков с повторяющимися сценариями, меняются лишь декорации и действующие лица. О персонажах стоит рассказать особо.
Главная героиня Жюстина - девушка наивная, благочестивая и почитающая бога, но за свои добрые деяния получающая лишь палки в... не только в колёса, мда. Каждый хороший поступок оборачивается для неё очередной трагедией, демонстрируя неизбежное торжество порока. Однако долго испытывать к Жюстине сочувствие не получается, поскольку её наивность постепенно перерастает в очевидную глупость - тем более раздражающую, что остальные персонажи почему-то склонны считать героиню умной. Как можно подозревать хоть какое-то наличие разума в девушке, которая снова и снова наступает на те же грабли, бросается с мольбами к людям, которые уже доказали тотальную черноту души, и не перестаёт удивляться порочности окружающих. Ау, деточка, тебя столько лет уже имеют во все дыры, живого места не осталось на теле, пора, наверное, задуматься о том, что что-то в жизни ты делаешь не так?
Остальные герои книги ещё более картонные - в "Жюстине" нет "серых" персонажей, разграничение между "чёрными" и "белыми" предельно чёткое: если герой отрицательный, он обязательно злой, жестокий, циничный, волосатый и с огромным членом (причём каждый последующий орган описывается как "самый большой на свете", так что по моим прикидкам ближе к концу книги новые вводимые персонажи обладают как минимум полуметровыми приборами). Если же герой положительный, то он добрый, кроткий, "прекрасный как Амур" - и, разумеется, будет жестоко убит.
Про жестокости также следует написать отдельно. Их много, их очень много, они на каждой странице - и при этом не вызывают ровно никакого отклика. Ни гадливости, ни тем более жалости - ничего. Все эти эпизоды с анальными карами, кровавыми побоями и поеданием фекалий настолько вычурные, бутафорские и однообразные, настолько лишены хоть толики воображения, что по уровню эмоциональной реакции приближаются к инструкции по пользованию стиральной машинкой. Тем смешнее, как скрупулёзно автор описывает эти постоянно повторяющиеся процессы. Я уже сказала, что все герои у него похожи, как грибы на поляне, но забыла добавить, чем они отличаются - а отличаются они своими сексуальными предпочтениями. Кто-то любит в задницу, кто-то в подмышку, другой не кончит, пока ему не пёрнут в рот, - и так далее. И вот стоит героине сбежать от одних мучителей и попасть в лапы к следующим, как де Сад считает своим долгом подробно рассказать о пристрастии каждого нового персонажа - а их там обычно целая толпа! И спасибо, если он ограничится только характерами - а то ведь может и уклад общины начать описывать. У меня глаза на лоб лезли, когда я читала многостраничный свод правил и уставов монастыря, управляемого группой монахов-извращенцев. У них там было несколько сералей, в каждом свои порядки, своя одежда, потом подробный перечень наказаний за каждый тип провинности - это реально нечто, я прям читала и не верила, что это кто-то придумывал и продумывал, а потом перенёс на бумагу.
Кстати, наказания - тоже тема для отдельного разговора. Я совсем не эксперт по физиологии, но по каким-то в юности прочитанным приключенческим книжкам у меня сформировалось чёткое понимание того, сколько ударов плетью или кнутом может выдержать человек. Двадцать, ну тридцать. Ну пятьдесят - если быкан-мужчина. А тут хрупким девушкам выдают по сто, двести, триста - и нормально, ночь отлежалась и пошла дальше удовлетворять прихоти хозяев. Учитывая, сколько издевательств (и отнюдь не моральных) пережила Жюстина, её лицо и тело давно должны были покрыться струпьями и мозолями, но нет, после десяти лет такой жизни она всё ещё бела, соблазнительна и продолжает привлекать к себе взоры распутников. Регенерация как у Росомахи.
В общем, если подводить итоги, то книга отстой. И де Сад отстой. Нет, я могу представить, какую сенсацию его произведения вызывали в 18 веке, но сейчас они не в состоянии удивить - количество извращений не переходит в качество, а идеи поверхностны и насквозь провоняли софистикой.
божестводостойную личность (с)Это. Габриэль Витткоп почитай, вот где постмодернизм цветет пышным цветом.
Хотя нет, лучше не надо)
P.S. Сильва как?
божестводостойную личность (с)«Белые раджи» той же Витткоп, кстати, прекрасен, не это не "десадовское" наследие.
Не знаю никаких витткопов и не буду не буду не буду больше такое читать никогда-а-а-а.
Я в 16 лет "Эманнуэль" читала, и она у меня шла довольно легко и приятно, уж не знаю, то ли потому что мне было 16
и я была девственницей, то ли потому что персонажам там было легко и приятно, а не боль-страх-содомия.LenaSt,
P.S. Сильва как?
Тьфу-тьфу - отлично) Вчера сделали последний укол, она брыкалась, а врач смеялся, что вот наконец-то полностью оправилась и уже в состоянии сопротивляться))
Winter Grin,
так много всего, что это даже не пугает и не напрягает. Так, через запятую перечислено...
Вот именно, так и читаешь - пустили по кругу, окей, один ухо отрезал, ладно, другой пырнул ножом в живот, третий изнасиловал в задницу, дальше что... и ноль эмоций абсолютно! С той же "Настенькой" меня хоть передёргивало иногда. Или вот фильм "Сало" по де Саду - тоже ведь совсем другое дело, там и ужас, и эстетика, видать, Пазолини в десадовские темы много своего привнёс.
Nattyan,
Ну уж нет, пусть все знают врагов в лицо, чтобы случайно не наступить ногой в эту какашку! А ты добровольно хочешь.