Два с половиной часа Зоны, в которой ничего не происходит. Ни одной аномалии, ни одного артефакта, ни одного мутанта, ни даже "счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженным". Просто три человека бредут по лесному массиву меж заржавевших останков цивилизации.
Чем объяснить тот факт, что смотреть на это не скучно, а наоборот, и что даже существо, не понимающее и не ценящее арт-хаус, глубоко прониклось картиной?
Талантом создателя, очевидно.
Тарковский - бог. Не скажу, что "Сталкер", равно как и "Солярис", вошёл в круг моих любимых фильмов. Не могу даже сказать, что он мне понравился - в том смысле, которое несёт данное слово.
Но божественной сущности режиссёра это не отменяет.
Да, на экране ничего не происходит. Всё происходит в головах. У главных героев, у режиссёра, у зрителя. Так уж получилось, что одной из затронутых мировоззренческих проблем был вопрос веры. Не в бога, конечно... Просто веры. Не так давно я писала про своё к ней отношение, а кино разбередило ещё не успевшую зарасти рану. Все обвинения Сталкера приняла на свой счёт. Но выстояла - спасибо Профессору и Писателю. Особенно Писателю. Скептик и интеллектуал, он отлично разбирался в психологии. Его интерпретация истории Дикобраза больше всего остального, что было в этом фильме, выбила меня из колеи.
Вот умер у тебя брат. Ты приходишь в комнату, которая исполняет самое заветное желание, и молишь её, часами молишь о том, чтобы она вернула брата. А когда приходишь домой, видишь, что... ты стал богат. Очень богат.
Кто сможет смириться со своей гнилой сущностью? Желания - от сердца, а совесть - от разума. Совесть просит одного, сердце желает другого...
Сталкер
А в скептицизме всё-таки есть что-то неправильное... Вот же она, комната, которая исполняет желания. А я в неё не верю...