Старая добрая научная фантастика, я соскучилась.
Как подсказывает Вики, Роберта Хайнлайна, наряду с Айзеком Азимовым и Артуром Кларком считают "большой тройкой" англо-американской фантастики, так что в будущем надо будет уделить этому писателю (как и Кларку, которого я, признаться, не читала вообще) побольше времени – хотя бы для того, чтобы узнать, чем же он "большой". Ибо "Дверь в лето" при всей своей прелести является произведением камерным, даже простым. Здесь нет нежно любимой мною эпичности и галактического размаха, нет пищи для ума – даже временной парадокс, который всегда идёт бок о бок с темпоральными перемещениями, здесь затронут вяло и только в самом конце.
Однако эта книга обладает тем достоинством, которое ещё недавно стояло для меня на первом месте в литературе, - интересным сюжетом. Гениальный инженер-изобретатель оказывается обманутым своим финансовым партнёром и бывшей девушкой. Чтобы стереть проблемы и обиды, он собирается лечь в анабиоз – читай, переместиться в будущее на 30 лет. Манёвр удаётся, но не совсем так, как герой планировал – что втягивает его в безудержный водоворот событий, в котором задействованы деньги, роботы, любимая девушка и, конечно, перемещения во времени. Книга читается на одном дыхании и не требует применения серого вещества – что как плюс, так и минус, и особенно этот минус досаждает в финале, безапелляционно счастливом, сопливо-мелодраматичном и избегающем касаться логических шероховатостей, связанных с темпоральными прыжками.
Впрочем, это почти не портит впечатления от книги. Отдых для ума, тем более такой качественный, тоже приятен и полезен. И бонусом лично для меня стал тот факт, что один из персонажей романа – кот, всамделишный кот, повадки которого описаны так точно, что сразу видно: Хайнлайн – кошатник. Собственно, и названием произведение обязано коту:
"Обычно Пит пользовался своей дверью, но бывали случаи, когда он заставлял меня открывать ему человеческую дверь, особенно если на дворе выпадал снег. <…> Этой зимой Пит регулярно инспектировал свою дверь, но не выходил через нее – ему не нравилось белое вещество, покрывающее землю, и он начинал приставать ко мне, требуя открыть ему большую дверь.
Он был твердо убежден, что за одной из дверей обязательно должно быть лето. Это значило, что каждый раз я должен был обходить все одиннадцать дверей и держать каждую из них открытой до тех пор, пока он не убеждался, что за ней все та же зима, и не разочаровывался в своих поисках.
Пит оставался в доме до тех пор, пока неумолимая гидравлика естества не выгоняла его на улицу. Когда он возвращался, на его лапах постукивали ледышки, словно башмачки на деревянной подошве. Он свирепо пялился на меня и отказывался мурлыкать до тех пор, пока не слизывал их… а потом прощал меня до следующего раза.
Но он никогда не переставал искать дверь в Лето."