Чтение на Кинопоиске рубрики "А знаете ли вы, что..." к "Матрицам" навело меня на два других фильма: "Связь" и "Доказательство". Первый был дебютом Вачовски – дебютом должна была стать "Матрица", но братьям (тогда ещё братьям) не выделили денег на такой масштабный проект, посоветовав для начала снять что-нибудь помельче. Вачовски сняли "Связь", получили лестные отзывы от зрителей и критиков, и этот успех открыл двери для "Матрицы". Второй фильм, "Доказательство", привлёк меня тем, что эта картина стала решающей при выборе Хьюго Уивинга на роль агента Смита.
Предполагалось, что обе картины мы с Котом посмотрим вместе, но когда он своим глупым смехом убил всю эротичность лесбийской постельной сцены в начале "Связи", я решила, что это кино лучше гляну сама как-нибудь потом под настроение. А вот "Доказательство" мы посмотрели. Фильм отчасти напоминает "Неприкасаемых" ("1+1"), но имеет более камерную структуру и не так явно преподносит идею "я инвалид, ты молодой, давай повеселимся и научим друг друга клёвому". Собственно, с идеей я вообще немного запуталась, потому что в "Доказательстве" появляется третий элемент – женщина.
Главный герой Мартин (Хьюго Уивинг) от рождения слеп. Собственный недуг он усугубляет патологическим недоверием к людям – ему кажется, что все, даже собственная мать, лгут ему, рассказывая об окружающем мире. Чтобы проверить правдивость их слов, Мартин начинает заниматься фотографией. Волей случая он знакомится с Энди (Рассел Кроу), официантом забегаловки, безбашенным и безответственным, однако его прямота и непосредственность побуждают Мартина увидеть в новом приятеле идеальную кандидатуру для описания его фотографий. Он показывает Энди свои снимки и просит дать пояснения к каждому, а его слова аккуратно записывает на обороте. Непостижимым образом Мартин проникается доверием к человеку, которого едва знает... однако тут в идеальную мужскую дружбу вмешивается женщина.
Селия – домработница Мартина, и у неё странные отношения со своим нанимателем. Мартин унижает её, не ценит помощь и отталкивает при попытках сближения, она же терпит всё это, ища у него любви и вместе с тем творя мелкие пакости. Селия уверена, что Мартин не способен на добрые чувства, но с появлением Энди она видит, что ошибалась. И поскольку присутствие третьего ей не выгодно, Селия начинает избавляться от Энди – весьма изощрённым способом...
Говоря, что я не совсем поняла идею фильма, я имела в виду именно Селию – от неё, на мой взгляд, слишком грубо избавились, в конце концов, она любила, а за любовь многое прощается. Энди учил Мартина быть снисходительным – в итоге, к Энди он снисходительность проявил, а Селии шиш. Хотя, быть может, его поступок в финале не был проявлением жестокости... Да, тут есть над чем подумать.
Кино оказалось занимательно не только присутствием агента Смита.
Proof