Интересная книжка в отпуске на морском побережье - это один из главных компонентов хорошего отдыха. Я жаловалась, как не везло мне в последние месяцы с литературой, и обоснованно боялась, что критское ничегонеделанье будет также омрачено отсутствием достойной духовной пищи. Перед отъездом я скачала "Имя розы" Умберто Эко - исторический детектив, который советовала пара друзей. Поскольку вкусы у нас редко совпадают, да и слово "исторический" меня, большого нелюбителя истории, сильно смутило, к роману я отнеслась скептически, и его начало, изобилующее староцерковной речью и перечнем важных фигур, из которых мне были знакомы разве что Фома Аквинский да Филипп Красивый, почти убедило меня в том, что лучше данную книгу отложить в сторону. Но я взяла себя в руки, продолжила - и не пожалела.
Действие романа происходит конце 1327 года в мужском монастыре бенедиктинцев. Главный герой Вильгельм Баскервильский с юным помощником Адсоном, от лица которого ведётся рассказ, приезжают в эту обитель для выполнения двух миссий: посредничества во встрече между сторонниками папы и императорскими теологами и расследования цепи странных убийств. Последняя линейка для меня представляла наибольший сюжетный интерес, а на первую я поначалу даже пыталась забить, малодушно пролистывая пространные описания папских воззрений и еретических учений. Но почти сразу стало понятно, что без этой информации я упущу часть сюжета, поэтому пришлось вникать. А вникнув, испытывать ужас оттого, какое значение в то время придавалось священному писанию и сколько крови проливалось из-за его трактовок.
Кроме исторического и детективного элементов, в романе множество умозрительных и философских рассуждений. Главный герой Вильгельм предстаёт в виде средневекового Шерлока Холмса, активно используя логику и дедуктивный метод. Его могучий интеллект, которому тесно в религиозных рамках, часто уходит от традиционных для того времени взглядов, что опасно приближает его к еретикам и заодно открывает читателю просторы для полёта мысли, ограниченные лишь его, читателя, способностью устремлять свою мысль ввысь - и в стороны.
Таким образом, "Имя розы" - произведение глубокое, многоуровневое, и, как грамотно подметили критики, интересное для всех слоёв читателей: широкие массы смогут найти в нём увлекательное детективное повествование, интересующиеся историей - изобилующий деталями пласт средневекового быта, а философы в душе - обильную пищу для ума.
Мои горячие рекомендации!