Последний фильм Ларса, "Нимфоманка", как когда-то "Рассекая волны", очень долго ждал своего часа в папке скачанного кино. Под эротическую, граничащую с порно, картину, снятую в том жёстком стиле, который присущ фон Триеру, требовалось не просто настроение - а Настроение! И вот вчера, вернувшись из Москвы, где гуляла одна, я купила в "Перекрёстке" бутылку бейлиза, отбрила попытавшегося присоединиться ко мне Олега тем, что хочу провести вечер в одиночестве, и включила "Нимфоманку".
дальнейший текст содержит порнографический контент и не рекомендуется для просмотра лицам нежного возраста и характераФильм, первая часть - вторую я намереваюсь посмотреть сегодня (если Настроение не подведёт), - длится два часа, но я потратила на него все три. Нет, не потому, что, перевозбуждённая, отвлекалась на то, чтобы снять напряжение - а просто слишком часто приходилось нажимать на паузу, чтобы осмыслить происходящее либо пересмотреть особо чувственный фрагмент.
Завязка "Нимфоманки" - встреча любимых Ларсом актёров, Стеллана Скарсгарда и Шарлотты Генсбур. Она, окровавленная, лежит в подворотне и просит не вызывать ни скорую, ни полицию, он, добрый самаритянин, приводит её домой, отпаивает чаем с молоком и просит рассказать её историю. Она предупреждает, что история будет долгой.
Героиня Генсбур, женщина по имени Джо, - нимфоманка. Википедия определяет нимфоманию как "болезненно повышенную половую возбудимость у женщин". Секс для Джо - самоцель, и качество в нём не играет такой роли, как количество. С самого детства познавшая тайну расположения нервных окончаний во влагалище, она идёт по жизни рука об руку с сотнями любовников, личности которых редко запоминает. Фильм - череда ключевых эпизодов этой жизни: лишение невинности, общество "никогда не спи с парнем дважды", смерть отца и, конечно, любовь - тайный ингредиент, придающий интиму особую остроту.
Как такового секса в "Нимфоманке" немного - ну, если сравнивать с порнухой. Гораздо больше размышлений и рассуждений, сама основа картины - диалог между Джо и спасшим её Селигманом. Женщина убеждена в своей злой сущности, в том, что она использовала мужчин для удовлетворения своей похоти, и потому сама виновата в том бедственном положении, в котором оказалась теперь (хотя зритель только во второй части узнает, что привело героиню к таком печальному концу). На что Селигман отвечает, что если есть крылья - то почему не летать? Он, пожилой одинокий мужчина, от которого Джо ждёт неприятия и осуждения её похождений, спокойно слушает её и приводит занимательные ассоциации - например, с рыбалкой, которой увлекается он сам. А потом, когда разговор заходит о музыке, о Бахе и введённой им полифонии (когда несколько самостоятельных мелодий сплетаются в одну), Джо уже и сама переносит это значение на свою сексуальную жизнь, сделав вывод, что все её связи - это одна большая любовь.
В такой ненавязчиво философской канве постельные сцены, откровенные и реалистичные, расцветают в удивительно красивых подробностях - не тех стилизованно эротичных, какие можно увидеть в мелодрамах для невинных барышень, а в настоящих, чуть грязных, но тонких, и чувственных, и страстных...