Цвейг создал всего два романа, это очень печально для меня, потому что я поклонник дли-и-инных произведений. Один из них я уже положила в копилку, второй собираюсь начать, а чтобы оттянуть удовольствие, прочитала несколько новелл: "Амок", "Случай на Женевском озере" и "Принуждение". Они прекрасны, как всё, что он писал, но отдельно хочется сказать пару слов про "Принуждение". Я уже, кажется, восхищалась на страницах дневника тем, как Цвейг умеет перекладывать на слова сложные человеческие чувства, делая их доступными для понимания. Вот он то уж точно сумел бы описать мои собственные! Жаль, нельзя запустить к себе в голову маленького Цвейга, чтобы он там разобрался и разложил всё по полочкам. Как правило, эти чувства непосредственно связаны с любовью и страстью - самыми распространёнными в литературе, да и вообще везде. Но в "Принуждении" была затронута другая тема. Мужчина, художник, скрывался в Швейцарии от призыва на войну. Убеждал себя в том, что он свободная личность и никто не может заставить его пойти на фронт и убивать людей. Но вот пришла бумага с требованием явиться на медицинское освидетельствование... Казалось бы, порви да забудь, забрать силой тебя всё равно не смогут. Но Цвейг сумел донести до восприимчивого читателя, что бывают ситуации, когда документ оказывается сильнее человеческой воли. Когда никакие убеждения, никакие слова уже не могут повлиять на напечатанное решение. Ты чувствуешь себя винтиком в системе и не в состоянии даже пошевелиться без её одобрения.
Меня так впечатлил именно этот рассказ, потому что я сама никогда не понимала, как можно слепо подчиняться приказам, не думая при этом своей головой. Как можно позволить кому-то - не любимому, не мужу, не другу, не маме, а просто чужому человеку - распоряжаться твоей жизнью. А теперь, после прочтения, понимание пришло. И не то чтобы это такая уж важная для меня тема... Просто не могу не порадоваться, что любимый писатель продолжает открывать передо мной новые горизонты, пусть и в мелочах.