воскресенье, 06 февраля 2011
Мне порой кажется, что умное кино обречено на непопулярность у широких масс в основном из-за того, что многие представители данной категории либо вовсе бессюжетны, либо обладают зачаточной формой сторилайна, "для галочки". В этом плане я прекрасно понимаю широкие массы - для меня тоже на первом месте стоит именно сюжет. Ну, чтобы было потом что вспомнить и обсудить с подружками. Сюжетом цеплять легче всего. А вот если режиссёр отказываться использовать этот инструмент в качестве завлекалочки... Тогда перед нами почти наверняка артхаус. После артхауса остаются не воспоминания, а мысли. И, если режиссёр постарался, ощущения. Обычно печаль, реже - боль, и совсем редко - что-то тёплое, доброе, милое, которому я не могу подобрать одно слово. "Жизнь как чудо" - один из таких фильмов. После него всё хорошо, и хочется плакать, потому что всё хорошо. Но там нужные струнки в сердце зрителя задевают солнечные атмосфера и сюжет...
А вот почему мне так тепло после просмотра "Ночи на Земле", я решительно не могу понять.
Фильм делится на пять частей, связанных между собой лишь профессией главных героев (все они таксисты) и временем (действие происходит в одну и ту же ночь, но в разных городах). Сюжет сводится к тому, что водитель забирает пассажира, отвозит его до нужного места (или не отвозит, как в случае с Римом), а во время поездки они разговаривают. И нельзя сказать, что пассажиры или их беседы с таксистами чем-то особенны и запомнятся им на всю жизнь. Вовсе нет. Конечно, совсем стандартными эти встречи не назовёшь, но и судьбоносными они тоже не являются.
А теперь по порядку.
Лос-АнджелесЛос-Анджелес. Совсем юная таксистка Корки (Вайнона Райдер) везёт богатую дамочку в Беверли-Хиллз. По ходу поездки та сообщает, что занимается подбором актёров. Корки постоянно курит и выражается как портовый грузчик, но, тем не менее, пассажирка замечает в девушке нечто особенное (ещё бы, это же Вайнона Райдер!) и предлагает той попробовать себя на роль в новом фильме. Казалось бы, вот он, хэппи-энд, из грязи в князи и вообще. Но девушка от выгодного предложения отказывается... У неё уже есть мечта - стать механикам, - и она уверенно идёт к ней. Зачем ей кино?
Первая мысль: "Вот дура", вторая: "Блин, а ведь она права...".Нью-ЙоркНью-Йорк. Самая милая из пяти историй, как по мне. В начале нам показывают, как афроамериканец рэпперской наружности пытается поймать такси. Брать его никто не хочет, даже когда он достаёт деньги и начинает ими размахивать, показывая, что у него имеется наличность. Наконец, перед ним останавливается машина. Радостный, он забирается внутрь, но быстро скисает - таксист мало того, что почти не говорит по-английски и совершенно не знает города, так он ещё и водить фактически не умеет. Пассажир требует остановиться и выпустить его, но водитель просит того остаться, так как иначе его могут уволить. Тогда афроамериканец предлагает следующий вариант: он сам садится за руль, доезжает до дома и платит за дорогу как положено. Они меняются местами, а дальше начинается умилительный диалог. Таксист оказывается эммигрантом из Восточной Германии по имени Хельмут, который в прошлом работал цирковым клоуном. Совершеннейше добродушный дедок в шапке-ушанке. Пассажира зовут Йо-Йо, а к их поездке скоро присоединяется его невестка - и мы имеем удовольствие наблюдать их ссору, в которой fuck'и преобладают над всеми другими словами. В конце Йо-Йо пытается объяснить Хельмуту, как доехать обратно, но на первом же повороте тот ошибается... Эх, остаётся надеяться, что Нью-Йорк не без добрых людей и старичок не попадёт в неприятности. ПарижПариж. А вот парижской историей я не прониклась. Таксист-негр подвозит слепую барышню. Она настоящая колючка и пресекает все его попытки её пожалеть, но соглашается ответить на некоторые вопросы, один из которых - каково заниматься любовью с мужчиной, при этом не видя его.
Разве что концовка позабавила: девушка выходит из машины, водитель говорит ей "Будьте осторожнее", она огрызается: "Сам будь осторожнее", уходит, а он смотрит ей вслед. Едва она проходит несколько метров, как слышится грохот - засмотревшись на необычную пассажирку, таксист забыл следить за дорогой и тут же попал в аварию. К счастью, обошлось без жертв, а слепая девушка ещё долго улыбалась, слушая, как её недавний водитель и второй участник присшествия бранят друг друга.РимРим. Однозначно самая весёлая история! Даже несмотря на то, что тут есть труп.
Уже с первых кадров Рим предстаёт перед нами городом разнузданной любви, хотя стандартно таким местом принято считать Париж. Аж два раза на экране мелькают сношающиеся парочки, да и собственно таксист - тот ещё кадр. Уже по его диалогу с диспетчером видно, что парень сексуально озабочен (Где мы будем заниматься этим? - Улица такая-то, дом такой-то. - А потом? - Улица такая-то, дом такой-то. - А потом? - Улица такая-то, дом такой-то, три машины. - Целых три машины? Ах ты маленькая шлюшка!). Тем не менее, водила не вызывает отрицательных эмоций - он весёлый, позитивный, и играет его Роберто Бениньи, что тоже накладывает на образ определённый отпечаток.
Пассажиром оказывается священник, и таксист тут же решает воспользоваться случаем и исповедаться. Грехи у него под стать характеру - он рассказывает, как лишился невинности с тыквой, потом занимался любовью с овечкой, а под конец - с женой брата. Водитель так вдохновенно вещает, что не замечает, как его пассажиру становится всё хуже. Под конец таксист обращает на это внимание, но слишком поздно - священник скончался. Водитель вытаскивает труп из машины, усаживает на лавочку и ещё несколько минут уморительно хлопочет, дабы придать телу естественный вид.ХельсинкиХельсинки. Эта история, наверное, самая грустная. Финский водитель подвозит трёх подвыпивших мужчин, один из которых в отключке. Двое других рассказывают, что это был самый ужасный день в жизни их приятеля: его уволили с работы, разбили машину, 16-летняя незамужняя дочь забеременела, а жена хочет развестись и выгнала его из дома. Таксист флегматично отвечает, что бывает и хуже. Пассажиры с запалом спрашивают, что в его жизни было хуже, чем это. И водитель рассказывает... Как они с женой хотели завести ребёнка. Как спустя долгое время у них это наконец получилось. Как девочка родилась недоношенной. Как он пытался разлюбить её, чтобы не было больно, когда она умрёт. И ведь почти разлюбил, но жена сказала ему, что это не имеет смысла, что новорождённая дочка сейчас нуждается в их любви, как никогда больше. Он снова впустил в своё сердце любовь и надежду, и в этот же день девочка умерла.
Пассажиры утирают слёзы, хлопают таксиста по плечу и говорят, что по сравнению с рассказанным, их другу вообще не на что жаловаться.Что-то в этом есть. И если моё знакомство с творчеством Джармуша ("Пёс-призрак: Путь самурая") оставило после себя довольно холодное впечатление, то "Ночь на Земле" это исправила.
Night on Earth
@темы:
Кино
С непривычки его может быть тяжело (=скучно) смотреть из-за бессюжетности, но по смысловому наполнению там тяжёлого мало.
Но тебе сейчас и правда лучше воздержаться от всякого артхауса, а посмотреть что-нибудь доброе и весёлое)
Я же говорил, что Джармуш классный +)