The Mistress of Loren Darith
Решила почитать Станислава Лема. Пользуясь советами коллег, начала с рассказов, первыми из которых стали "Звездные дневники Ийона Тихого". Приготовилась к бомбардировке тяжеловесной философией и утомительными описаниями, а вместо этого на первой же странице встретила историю о том, как разозлённый космонавт выбросил за борт кусок протухшей говядины, которая, превратившись в искусственный спутник ракеты, каждые одиннадцать минут и четыре секунды вызывала кратковременные солнечные затмения. Иными словами - я совершенно неожиданно столкнулась с лёгким юмором, а заодно с чрезвычайно забавными и оригинальными сюжетами. Временные петли, встречи с самим собой, межзвёздные конвенции, свихнувшиеся роботы и просто путешествия на другие планеты с целью туризма. Стиль похож на Каттнера, и от него же основной недостаток: оборванность финала. Некоторые рассказы заканчиваются тем, что герой малодушно убегает от интересной развязки и, более того, от объяснения всего происходящего, оставляя недоумённого читателя с горой вопросов (главный из которых - что такое сепульки?). "Что такое?", оставшееся без ответа, второй по значимости недостаток рассказов: Лем не удосуживается обдумывать вселенную - просто громоздит неологизмы, футуризмы - проще говоря, выдуманные слова - одно на другое, и подтекст за этим парадом странной лексики прослеживается лишь изредка после определённого умственного усилия (что само по себе, впрочем, неплохо). Вот, к примеру, отрывок с описанием одной из планет:
читать дальше
Это выдержка из энциклопедии, но и обычные описания порой перебарщивают с выдуманной лексикой, объяснять которую автор не считает нужным.
Продираясь через дебри непонятных слов вдоль занимательных сторилайнов, я ждала, когда начнёт проявляться философская натура Лема. И дождалась в путешествии двадцать первом (у рассказов из "Дневников" нет названий - только номера, причём первого путешествия нет и быть не может ввиду того, что всегда можно вернуться в прошлое и тогда первое путешествие станет уже вторым). Речь здесь шла о планете Дихтонии, где некогда жили существа, очень похожие внешне на людей. Однако овладев биотехнологией, они начали менять сначала свои тела, потом - свои сознания. Получили силу наделить разумом гения табуретку и оглупить величайшего учёного. Лем очень интересно прогнозирует развитие такой цивилизации и её историю, но основной именно философский аспект он рассматривает в разрезе того, чем в подобном мире является бог. С усилением мощностей науки идёт постепенное разрушение религиозных догматов, и в рассказе на живых примерах показывается, как, изначально закостенелая, религия вынуждена прогибаться под науку, один за другим отказываясь от своих основных положений. Сложно угадать, вкладывает ли Лем в слова своих героев собственную позицию, но рассуждения братьев-деструкцианцев о вере неизменно глубоки и проникновенны, и, что важнее, близки лично мне - наверное, потому, что отчасти напоминают агностицизм.
Тем неожиданнее было встретить в следующем же путешествии явное осмеяние религии, что убедило меня в том, что если даже сам писатель не атеист (а он наверняка не атеист), то церковь с её кровавой историей он уж точно не уважает:
- В Риме теперь говорят о крестовом походе в защиту веры.
– А вы что об этом думаете, отче?
– Конечно, оно бы неплохо; если бы можно было взорвать их планеты, разрушить города, сжечь книги, а их самих истребить до последнего, тогда удалось бы, пожалуй, и отстоять учение о любви к ближнему.
В данном путешествии речь шла о миссионерстве, и вот вам напоследок прекрасный пример того, как тяжела и опасна может быть подобная работа.
читать дальше
читать дальше
Это выдержка из энциклопедии, но и обычные описания порой перебарщивают с выдуманной лексикой, объяснять которую автор не считает нужным.
Продираясь через дебри непонятных слов вдоль занимательных сторилайнов, я ждала, когда начнёт проявляться философская натура Лема. И дождалась в путешествии двадцать первом (у рассказов из "Дневников" нет названий - только номера, причём первого путешествия нет и быть не может ввиду того, что всегда можно вернуться в прошлое и тогда первое путешествие станет уже вторым). Речь здесь шла о планете Дихтонии, где некогда жили существа, очень похожие внешне на людей. Однако овладев биотехнологией, они начали менять сначала свои тела, потом - свои сознания. Получили силу наделить разумом гения табуретку и оглупить величайшего учёного. Лем очень интересно прогнозирует развитие такой цивилизации и её историю, но основной именно философский аспект он рассматривает в разрезе того, чем в подобном мире является бог. С усилением мощностей науки идёт постепенное разрушение религиозных догматов, и в рассказе на живых примерах показывается, как, изначально закостенелая, религия вынуждена прогибаться под науку, один за другим отказываясь от своих основных положений. Сложно угадать, вкладывает ли Лем в слова своих героев собственную позицию, но рассуждения братьев-деструкцианцев о вере неизменно глубоки и проникновенны, и, что важнее, близки лично мне - наверное, потому, что отчасти напоминают агностицизм.
Тем неожиданнее было встретить в следующем же путешествии явное осмеяние религии, что убедило меня в том, что если даже сам писатель не атеист (а он наверняка не атеист), то церковь с её кровавой историей он уж точно не уважает:
- В Риме теперь говорят о крестовом походе в защиту веры.
– А вы что об этом думаете, отче?
– Конечно, оно бы неплохо; если бы можно было взорвать их планеты, разрушить города, сжечь книги, а их самих истребить до последнего, тогда удалось бы, пожалуй, и отстоять учение о любви к ближнему.
В данном путешествии речь шла о миссионерстве, и вот вам напоследок прекрасный пример того, как тяжела и опасна может быть подобная работа.
читать дальше
Лежит в списке на "почитать", ждет своего часа.