У меня такое ощущение, что рассказы в сборнике были подобраны по принципу "чем дальше, тем круче". (Нет, обожаемых Хогбенов, расположившихся в первой части, это не касается). Вообще, начала я Каттнера с "Кладбищенских крыс", не вошедших в сборник, и по стилю, и по содержанию напомнающих какие-то фанатские писульки. Помимо "Крыс", пока я встретила лишь один рассказ, который произвёл на меня такое же низкое впечатление – "Маскарад". Примитивный язык, постоянные раздражающие признания в любви, предсказуемая концовка... И нелепое женское имя "Розамонд". ><
Как бы то ни было, таких произведений всего два, а, если говорить о недостатках, гораздо большее количество рассказов страдает от другого. Все любят неожиданные финалы – я не исключение. Но некоторые работы Каттнера грешат… слишком неожиданными финалами. Блестящий сюжет, нагнетаемая скорость повествования, ты читаешь взахлёб и ждёшь, что сейчас... вот сейчас... станет ещё круче! А вместо этого вдруг происходит какая-то фигня (например, главгероя съедает паук) – и всё, конец. И ты сидишь такой обалдевший, мол, это шутка? А как же гномы, Холм, амулеты, магия, расследование? Автор просто взял и перерубил сюжетную линию на середине. Как будто ему писать надоело.
В начале первой части подобные рассказы встречаются в изобилии (хотя, справедливости ради, надо признать, что некоторым это даже идёт). Зато потом их сменяет пласт настоящих научно-фантастических рассказов – про будущее! – и вот тут то меня было просто не оторвать от этой книжки. "Работа по способностям", "Шок", "Все тенали бороговы...", рассказы про зарождение суперрасы – и "Лучшее время года", самый любимый, несмотря на то, что, как оказалась, когда-то давно я его уже читала. Зная свою слабость к… дабы не спойлерить… определённому типу впечатлений – и удовольствий – не могу не восхититься тем, как точно Каттнер передал эту черту в людях будущего.
Ну и пару слов о вышеупомянутых Хогбенах. Этот цикл рассказывает о семье мутантов, но мутантов не типа "Х", а деревенских, так сказать. Они ведут себя как люди из сельской местности и при этом обладают полным букетом паранормальных способностей: телепатия, невидимость, умение летать и пр. Семейка в силу своей необычности постоянно влипает в забавные (но не без чернухи) ситуации и всегда оригинальным способом из них выбирается. Комичный колорит рассказам придаёт тот факт, что повествование ведётся от лица одного из Хогебнов – старшего сына. Он часто прерывает историю своими рассуждениями, и весьма занимательно читать, как при обычном деревенском невежестве он спокойно, без пояснений (как будто это нормально – ну, для него это и есть нормально) говорит о всяких странных штуках. Да, собственно, вот вам кусочек:
читать дальше
Короче, несмотря на все упомянутые недостатки, нравится мне Каттнер прям очень. Чего и следовало ожидать – я большой ценитель фантастических рассказов.