The Mistress of Loren Darith
Скачала себе "Некрономикон" - не тот "Некрономикон" безумного араба Абдула Альхазреда, который так часто упоминает Лавкрафт в своём творчестве, а просто пятитомный сборник повестей и рассказов. Из новых для меня первый том включал следующие произведения: "Дагон", "Сияние извне", "Сны в ведьмином доме", "Заброшенный дом", "За гранью времён", "Иные боги", "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата".
Чем дольше читала, тем сильнее мне казалось, что Лавкрафт уже не тот (точнее, я его воспринимаю уже не так) – язык как будто перестал быть насыщен прилагательными (только слово "циклопический" до сих пор повсеместно), пробирающий ужас автору изменил (хотя "Сияние извне" здесь, пожалуй, исключение), и понимание пантеона стёрлось (вина как моя, ибо забыла тонкости, так и писателя, который далеко не во всех своих сочинениях придерживался выбранной концепции).
Отчасти мои придирки обезоружила Вики: оказывается, всё творчество Лавкрафта условно делится на три цикла: "Мифы Ктулху", самый известный вообще и мне в частности, "Смертельные истории", написанный под влиянием произведений Эдгара По и из которого я прочитала пока только "Заброшенный дом", и "Цикл снов", где гнетущая атмосфера, характерная, как я думала, для всех без исключения лавкрафтовских творений, заменена последовательным повествованием, в котором описания всяческих ужасов занимают равное место с красотами природы и сказочных городов. Это уже не хоррор, но фэнтези.
О нём и поговорим.
Так получилось, что лавкрафтовский "Цикл снов" я открыла для себя самым масштабным его представителем – это "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата". Когда-то Толкиен привил мне нелюбовь к фэнтези описаниями, стонущими от тяжести под именами собственными, и в этом плане Лавкрафт выглядит точно так же. Продираться через текст было тяжело, порой даже скучно – и ни на секунду нельзя было расслабить мозг, чтобы из него не вылетела очередная географическая деталь, которую через несколько десятков страниц пришлось бы снова выуживать из памяти. Лавкрафт, впрочем, в отличие от Толкиена, менее эпичен – оттого с ним проще управляться, и ближе к середине это начало мне удаваться так хорошо, что я даже начала испытывать от чтения удовольствие.
Главный герой Рэндольф Картер – сновидец. Погружаясь в сон, он попадает в другой, сновидческий мир, где живут инопланетяне, мифические твари, боги, духи, призраки и умершие люди в своих новых воплощениях. Важно, что мир этот обитает не исключительно в голове у героя, а существует в пусть и не совсем объективной, но реальности, и един для всех, кто может в него войти.
Увидев однажды во сне чудесный предзакатный город, Картер становится одержим желанием попасть в него. Но боги не допускают его туда – и тогда герой решает в очередной раз отправиться в сновидческий мир, отыскать богов в их крепости в Кадате и лично попросить у Великих дозволения войти в сокрытый предзакатный город. Однако не так просто найти богов – никто не знает, где находится неведомый Кадат. Чтобы получить хоть какое-то представлении о местоположении обители Великих, герой придумывает следующий план: сначала взобраться на древнюю гору Нгранек, где боги когда-то высекли свой лик, затем найти в мире город, где живут люди, похожие внешностью на этот божественный образ, и наконец в той местности искать холодную пустыню, в которой по преданиям и располагается Кадат. Квест что надо, а? :))
Порешив на этом, Рэндольф Картер проходит через врата Глубокого сна и начинает своё долгое путешествие. Во многих фантастических местах предстоит ему побывать: Зачарованный лес зугов, утопающий в душистых садах Ултар, мрачно-величественный Инкуанок, чьи улицы вымощены ониксом, долина Пнота, куда упыри земного мира сбрасывают объедки – и прочие, прочие. А в конце, достигнув своей цели, герой узнаёт, что искомый предзакатный город – плод его воображения и воспоминаний, совокупность всех восторгов детства, когда юный ум видел в проблесках солнца золотую магию и рисовал у себя в голове невиданные пейзажи, которые были ничем иным, как отражением окружающего великолепия... Красивый ход. Лавкрафт удивил меня.
Не менее удивительно было увидеть и то, что значительную часть текстового пространства этот мрачный писатель отвёл кошкам. В "Поиске Кадата" кошачье племя, разумное и говорящее, но ночам прыгает с крыш домов на Луну, чтобы погулять по её обратной стороне. Встретив там Картера, попавшего в плен к пособникам хаоса, кошки, признав в нём друга, спасли его от жабообразных злодеев, напав на них целой пушистой армией. А после, оставив от противников только обглоданные косточки, окружили героя своими мягкими тушками и помогли ему безболезненно прыгнуть обратно на Землю.
Ну прелесть же. Нашла в "Цикле снов" рассказ "Кошки Ултара" (Ултар – как раз один из городов сновидческого мира, в котором за время своего путешествия успел побывать Картер), надо будет почитать.
Иной Лавкрафт, волшебный и беззлобный, мне тоже начинает нравиться.

@темы: Книги