The Mistress of Loren Darith
Как и следовало ожидать, фильм, воплощение посредственности, не имеет ничего общего с литературным первоисточником, кроме крупных мазков: главгерой, мокрецы, затопленный город, дети. После трети, если не четверти, книги перестаёшь замечать сюжетные сходства. А к середине фильм забывается вовсе, как невразумительный помотивчик. Я не буду говорить, что требуется особый талант, чтобы так извратить идею великолепного произведения, потому что никакого таланта тут не нужно. Кривые руки, бездарные актёры и стремление упростить – вот скудный набор, который позволит любую хорошую книгу превратить в плохой фильм.
После "Понедельника начинается в субботу" я охладела к Стругацким и возвращалась с опаской – а ну как не пойдёт? Грязь, гниль, бардак и аморальность, которых я как будто не замечала в предыдущих произведениях, здесь предстали во всей красе, но это не отпугнуло, хоть и могло бы, учитывая, что создатели фильма именно эти черты хотели сделать наиболее выпуклыми, преследуя свою единственную цель – показать, насколько опустилось человечество. Книга, разумеется, этот аспект тоже не игнорирует, однако она настолько насыщена другими мыслями и идеями, что сконцентрированность фильма на одном лишь людском упадке делает его вдвойне убогим. И как бы в насмешку над экранизацией, когда литературный персонаж начинает вести рассуждения о человеческом загнивании, его собеседник тут же их прерывает, называя скучной и давно известной банальностью, чем они и являются.
Над "Гадкими лебедями" можно долго размышлять, под разными углами рассматривая его фрагменты, даже самые крошечные – взять хотя бы тот факт, что само понятие "гадкие лебеди" в книге ни разу не упоминается, вместо него используется "прекрасный утёнок", давая понимание о расстановке сил. Для тех, кто вообще не в курсе, о чём произведение, приведу краткий пересказ. В безымянном городке в лепрозории обитают странные существа – мокрецы. В прошлом люди, а ныне мутанты, они обладают незаурядным интеллектом и мышлением, отличным от человеческого холодной рациональностью и полной свободой от эмоций. Часто общаясь с городскими детьми, мокрецы передают им свой образ мыслей, создавая таким образом сверхлюдей. Но родители против – ведь дети из-за этой науки перестают их не то что любить, но даже уважать, отдаляясь и обдавая презрением. Это основной конфликт произведения. Есть ещё масса побочных линий, включая весьма интересные политические баталии, но о них читайте сами, а я расскажу про треугольник "мокрецы – дети – родители". Казалось бы, всё очевидно. Прогресс – это круто, прогресс – это правильно, выкинем старое на помойку и будем строить новый мир. Мокрецы хорошие, родители плохие. Однако главгерой, писатель Банев, алкоголик и дебошир, но человек думающий, не спешит выбирать чью-то сторону. И когда у него появляются признаки мутации, он не радуется – ого, я тоже становлюсь мокрецом, супером, высшим существом – а приходит в ужас от того, что в его жизни не останется больше земных удовольствий, что он ни выпить ни сможет, ни женщину приласкать. Ни в ярость прийти, ни бездомного щенка пожалеть (это я уже от себя, продолжая, так сказать, авторскую мысль).
Я приведу кусочки рассуждений – Банева и Павора, персонажа, позиционирующегося отрицательным, так как он выступает за изгнание мокрецов.

Сначала Павор:

читать дальше

Теперь Банев. Поясню контекст – такие думы одолевали главгероя после того, как дети, покинув родителей, ушли в лепрозорий, а когда толпа плачущих и разозлённых отцов и матерей стала пытаться прорваться за колючую проволоку, холодный голос с неба приказал им расходиться по домам, а чтобы подкрепить слова, стена дождя оттолкнула толпу мокрой пощёчиной.

читать дальше

+ ещё два отрывка

Вот и я, как Банев, не в состоянии определить, что же лучше, что правильнее. Здесь будущее, как в "Конце детства" - прекрасное, но не для людей. Это грустно и унизительно. Это лишает надежды. С этим трудно примириться, хотя главгерой – он смог. Сколько всего намешано в его последней фразе, такой простой и ёмкой! Гениальное окончание гениальной книги, за которое я даже готова простить авторам то, что они так и не объяснили главное...
...почему всё-таки из города сбежали все кошки? :susp:

@темы: Книги

Комментарии
04.12.2014 в 00:57

Кривые руки, бездарные актёры и стремление упростить – вот скудный набор, из которого состоит подавляющее большинство русских фильмов :-D
Грязь, гниль, бардак и аморальность, которых я как будто не замечала в предыдущих произведениях
А ты читала "Град обреченный"? Вот уж точно, бардак ^^ Ну и "Трудно быть богом", конечно.
Вот и я, как Банев, не в состоянии определить, что же лучше, что правильнее.
А я в состоянии. Потому что посмотрела недавно новый фильм "Посвященный".
Далее мегаспойлеры
04.12.2014 в 09:27

The Mistress of Loren Darith
из которого состоит подавляющее большинство русских фильмов
Меня сбило с толку, что это не очередная комедия, мелодрама или блокбастер, а кинопритча... понадеялась на лучшее.

А ты читала "Град обреченный"? Вот уж точно, бардак ^^ Ну и "Трудно быть богом", конечно.
"Трудно быть богом" да, а вот "Град обречённый" не читала, надо исправиться.

А я в состоянии. Потому что посмотрела недавно новый фильм "Посвященный".
Ты прямо "О дивный новый мир" описала) Я не спорю, утопия - идеальный мир, но идеальность - это ж пипец как скучно. Конечно, нужно делать скидку на то, что живущие в этом мире не осознают, что они потеряли, и потому счастливы, но всё равно. Как же, без эмоций-то, без удовольствий, без вкусной еды, без секса, наконец...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии